В кукольную страну
19.02.2014
…превратился Центр декоративно-прикладного творчества
Ну, чего ты плачешь? Не надо. Утри слёзки. А она смотрит, как живая. Смотрит и плачет. Сколько ты её не утешай. Она – это «Танечка», кукла Веры Ребровой. Та самая Танечка из стихотворения Агнии Барто. Сжатой в кулачок ручонкой утирает порозовевшие щёчки, волосы растрёпаны. А рядом, «в речке» (стекло с рельефными волнами), мяч. Всё настолько естественно, даже сложно представить, что «Танечка» — это, в сущности, пластик для лепки, ткань и стекло. Ничего живого. А между тем за живое-то берёт.
Выставка «Я люблю эту куклу» в Старом Осколе проводится второй раз. Сравнивая с прошлогодней, могу сказать, что на первый взгляд сказочного в этот раз меньше, хотя работ представлено больше — около двухсот (в прошлом – около 60). Дело в том, что в этот раз гораздо больше русского народного. И «Танечка», «Девушка с коромыслом» (автор В. Кузнецова) — в числе немногих, «оторвавшихся от коллектива».
Но вам кажется, русская народная кукла лишена волшебства? Вовсе нет. В ней много смысла, и каждая деталь имеет своё значение.
Вот кукла «Московка-Семь-Я» держит на руках пятерых малышей. Если посчитать с главой семейства — как раз семь. А вот «Кукла-ведучка» у неё руки крепко связаны с ручками маленького ребёнка, который делает первые шаги. Но символизирует она, скорее, не физическую поддержку, а духовное единение, связь матери и ребёнка. Этим же смыслом – духовного единства – наполнены куклы-супруги, их руки тоже имеют одну основу.
Черты лица в русской народной не прорисовывают: считается, злые духи могут проникнуть в куклу и навредить ребёнку, играющему ей. Но это не мешает угадать настроение и характер куколки. Вот у этой, липецкой, руки прочно связаны. Ну да, сегодня праздничный день и работать не принято. Она принарядилась и решила прогуляться. А у этой связка бубликов через локоть продета — явно с ярмарки идёт. А у этой рук нет вообще. И не задумано! У куклы «на удачное замужество» руки не предусмотрены. Зато есть масса воротничков. Не от холода, это по количеству черт характера желанного супруга. Девушка, создавая куклу, думала: «Хочу умного», – и раз воротничок, «хочу доброго», – второй наложила, «хочу богатого», – третий. Судя по количеству воротничков на представленной кукле, автор ищет идеал…
Уже традиционно на открытии выставки проводились мастер-классы: мокрое войлоковаляние, тульская народная кукла, тряпичная галка и кукла из соломы.
Птичек из лоскутов на Руси делали ко дню равноденствия 22 марта и называть их сороками не любили, так как существовало поверие, что сорока – опасная птица, оборотень. По легенде ведьмы могли оборачиваться сорокой, сняв с себя платье и упав на кровлю. Галка же — женский символ. Часто эта птичка выступала как вестница, помогающая людям узнать об их родных и близких. Ей – особый почёт.
Казалось бы, зачем всё это? В наш промышленный век достаточно штамповать кукол сотнями, тысячами. Да так и делается. Но отличие этой, ручной, куклы от промышленной в том, что она умеет «говорить». Она расскажет о душе мастера, её сотворившего. А промышленная бездушна и молчалива, даже если в грудь вмонтирован аудиопроигрыватель…
Ольга УЛЬЯНОВА
P.S. Для всех ценителей кукольного творчества выставка будет открыта до 28 февраля.
Обсуждение закрыто.